Росреестр: в чем состоит упрощение регистрации прав на недвижимость?

Без малого два года назад, 1 марта 2009-го, была создана Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии – Росреестр. Основная цель нового преобразования – упростить жизнь всем, кто сталкивается с необходимостью регистрации прав на недвижимость, проведения кадастровой оценки, установления границ участков. Однако до сих пор об удобных новшествах Росреестра мало кому известно.

Зачем вообще нужен Росреестр и что в нем принципиально нового?

При создании Росреестра были упразднены две службы – Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Также перестала существовать в прежнем виде ФРС (Федеральная регистрационная служба) – она и была переименована в Росреестр, а функции двух упраздненных служб перешли к ней. Таким образом, кадастровым учетом и регистрацией прав на недвижимое имущество стала заниматься одна служба, а не три, как было раньше.

Как рассказала Галина Елизарова, заместитель руководителя Росреестра*, в прошлом году завершилось формирование Управления Росреестра и его территориальных органов. Всего по стране офисов ведомства сейчас – около 7 тысяч.

Сегодня Росреестр обязан: принимать электронные запросы о выдаче сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав (ЕГРП) и выдавать эти сведения; принимать в электронном виде документы о постановке на кадастровый учет; размещать в интернете публичную кадастровую карту (о ней подробнее чуть позже); устанавливать электронную очередь в территориальных органах и регулировать загрузку офисов.

Кроме того, с 1 марта 2010 года физлица и юрлица получили возможность подавать документы на регистрацию прав по почте. Правда, по словам Галины Елизаровой, эта услуга пока так и не стала популярной – сдерживающим фактором стала необходимость нотариального заверения подписи заявителя и самой сделки: «Из 29 миллионов поданных заявлений по почте поступило лишь 4 тысячи».

Как и куда подать документы для регистрации сделки купли-продажи недвижимости и для регистрации права?

Подавать пакет документов на регистрацию права нужно в соответствующую приемную Росреестра. В Москве – это приемные в столичных округах (см. перечень), в Московской области – отдел приема заявлений в центральном аппарате Управления Росреестра (Москва, ул. Поклонная, 13).

Кроме того, приемом заявлений на регистрацию права собственности занимается также Кадастровая палата. Сделано это для удобства заявителей: чем больше точек приема документов, тем лучше. Хотя обработкой заявлений и оформлением регистрации прав занимаются все те же сотрудники Росреестра, а Кадастровая палата просто передают им пакеты с документами.

Чем занимается Кадастровая палата, входит ли она в состав Росреестра?

«Федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») являются подведомственными учреждениями Росреестра, то есть подчиняются ему. Кадастровые палаты выполняют часть функций Росреестра. При этом функции не дублируются, а разделены между ними, – объясняет Владимир Колотыркин, директор юридического департамента девелоперской группы «Интегра». – Так, Росреестр занимается всеми вопросами регистрации прав, а Кадастровая палата отвечает за ведение государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также предоставляет сведения, внесенные в кадастр. Приведу несколько примеров. Если вам нужно размежевать земельный участок и поставить его на кадастровый учет, получить кадастровую выписку или кадастровый паспорт, то необходимо обращаться в Кадастровую палату. А по всем вопросам регистрации прав (например, получение свидетельства о собственности) – в Росреестр. Если нужно получить информацию о правах (выписку из ЕГРП), также необходимо обращаться в Росреестр».

Будут ли действительны «старые» кадастровые планы, составленные еще землеустроительными конторами?

Сегодня составлять кадастровые планы и заниматься межеванием земель уполномочены только кадастровые инженеры, прошедшие аттестацию Росреестра (сдавшие квалификационный экзамен). Они могут работать как индивидуальные предприниматели либо состоять в штате юрлица (но при условии, что всего в штате такой фирмы не менее двух кадастровых инженеров). По состоянию на 14 февраля 2011 года, в России 9787 человек сдали экзамен и могут работать кадастровыми инженерами.

Однако процедура перехода к институту кадастровых инженеров была растянута во времени, поэтому в Росреестре решили, что кадастровые работы, осуществленные по договорам, заключенным до 1 января 2011 года, будут в силе до сентября текущего года.

Сейчас нужно обращаться только к аттестованным кадастровым инженерам. Их список со всеми контактными данными можно скачать на сайте Росреестра.

Когда завершится передача данных от БТИ в Росреестр по всем объектам капитального строительства?

Переходный период в связи с введением нового налога на недвижимость будет продолжаться до 1 марта 2013 года. На данный момент полной информации обо всех объектах капстроительства все еще пока нет.

Алевтина Максимова

Foreign real estate

Item No 3693
ApartamentySale
Country Болгария
Region Несебр
Price 38 800 EUR
1 этаж, 31 m2, 38,800 €. Жилой комплекс "Посейдон" расположен в престижном районе в окрестностях Несебра, в 300 метрах от изумительного песчаного пляжа, в 22 км от аэропорта и в 27 км от центра Бургаса с его широкими возможностями проведения досуга.

The foreign real estate

Subscription

Your name

E-mail

-

Ask a question to the lawyer

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика