07.01.15 - Собственники квартир будут платить дополнительно 150-450 руб. в месяц за капремонт дома

07.01.15 - Собственники квартир будут платить дополнительно 150-450 руб. в месяц за капремонт дома

Депутаты обяжут собственников многоквартирных домов платить за капремонт ежемесячно. Это определено в законопроекте "О создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов", принятом 8 июня 2012г. Госдумой в первом чтении. Поправки ко второму чтению должны быть представлены в тридцатидневный срок.

До сих пор счета, приходящие владельцам квартир, включали в себя только плату за содержание и ремонт жилых помещений и плату за коммунальные услуги. Платежи за капитальный ремонт фактически были добровольными: решение о том, что дом в нем нуждается, принимало общее собрание собственников. Не заинтересованные в лишних тратах граждане редко решались на капремонт своими силами.

С принятием этого закона траты собственников "на коммуналку" непременно вырастут: Вносятся поправки в статью 154 Жилищного кодекса РФ, которая гласит, что плата за жилое помещение включает в себя плату за содержание и ремонт жилья и плату за коммунальные услуги. Владельцам квартир будет добавлен еще один обязательный платеж.

Размер ежемесячной платы законопроект предлагает привязать к федеральному стандарту стоимости капремонта 1 кв. м жилого помещения. Согласно постановлению правительства № 1077 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2012-2014 гг.", этот стандарт в целом по стране на 2012 г. составляет 6 руб., в 2013 г. повысится до 6,5 руб., в 2014 г. — до 7 руб. С собственников планируется взимать от 0,5 до 1,5 этой величины. На нулевую ставку могут рассчитывать владельцы квартир в домах, построенных менее 5 лет назад, на пониженную ставку - собственники тех домов, которые государство должно было отремонтировать за свой счет, но не сделало этого. Максимум и минимум ежемесячной платы за капремонт для каждого собственника определит муниципалитет, следуя ориентирам регионального и федерального правительства.

Необходимо отметить, что неопределенность закона позволит в очередной раз чиновникам на местах трактовать его по своему усмотрению и, естественно, в своих интересах. Отсылочный характер совершенно не учитывает разную финансовую состоятельность субъектов РФ. Совершенно очевидно, что в дотационных регионах капитальный ремонт полностью ляжет на плечи собственников.

В настоящее время закон (ст. 39 Жилищного кодекса РФ) рассчитывает стоимость платы каждого конкретного собственника так: "доля обязательных расходов на содержание общего имущества определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме". Чем больше жилая площадь, тем больше доля собственника в общем имуществе дома, тем больше он должен платить за капремонт. Зная размер своей доли в общей собственности, размер величины, установленной для региона, дату постройки дома и федеральный стандарт на текущий год, каждый собственник может рассчитать, сколько будет платить за капремонт. После вступления закона в силу собственник, чья доля в общей площади равна 50 кв. м в доме 2005 г. постройки, будет платить от 150 руб. до 450 руб.

Депутатами предложено несколько схем функционирования системы сбора таких платежей. Такая схема может быть централизованной. Тогда средства от собственников, проживающих на одной территории (например, в одном муниципальном образовании), будут переводиться прямо на счет специальной организации, действующей от имени региональных властей, минуя счета управляющих компаний (УК) и товариществ собственников жилья (ТСЖ). У централизованной системы есть особенность: она предполагает, что средства собственников одного дома могут быть использованы для капремонта другого дома, но лишь на возвратной основе. В этом случае получается, что на плечи собственника ложится обязанность не только восполнить неплатежи несознательных жильцов своего дома, но поучаствовать в ремонте соседних домов.

Может быть использована и децентрализованная система, когда накопление средств осуществляется на отдельных банковских счетах, открываемых УК и ТСЖ. Какая схема будет реализована в конкретном субъекте РФ, решат региональные власти. При этом за общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме сохраняется право отказаться от участия в централизованной системе и работать со своими УК или ТСЖ. Собственники квартир за счет накопленных платежей, используемых в качестве первоначального взноса, смогут получить кредиты на проведение капитального ремонта дома.

Интересно, кто в этом случае будет условия кредитования: выбор банка, процентных ставок и т.д.?

Для защиты средств собственников от нецелевого и неэффективного использования федеральное правительство должно установить "общие требования к организации региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов" и "осуществлять методическое обеспечение организации региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов", однако конкретных мер защиты в законопроекте не прописано.

А если не прописано, то значит, заложен фундамент для коррупции…

Обратите внимание на общий настрой предлагаемых изменений! В отношении органов власти законодатель в основном использует слово "могут", для собственников же - "должны" и "обязаны". Например, те дома, в которых не был проведен ремонт общего имущества на момент приватизации, органы власти "могут поставить в график ремонта в первую очередь", "могут предоставить бюджетные средства для ремонта". Гражданам-собственникам такой выбор не предоставляется!

Предистория данной проблемы

Летом 2011 года депутат фракции "Справедливая Россия" Галина Хованская заявила: "проблема капитального ремонта – это проблема номер один на сегодняшний день".

Существует три варианта ее решения: единовременный платеж граждан, накопление средств на специальных счетах и кредитование. Существуют возражения по всем вариантам. При этом первый вообще не обсуждается.

Накопительная система оплаты капремонта вызывает у депутатов большие сомнения

Но и система накопления вызывает у депутатов большие сомнения. По информации Хованской, в России уже есть печальный опыт попытки накопления на капремонт у "жилищно-строительных кооперативов, которые копили деньги в течение 20 лет на капитальный ремонт, и потом в один момент эти деньги сгорели". По мнению Хованской, предпочтительнее "разработать законодательную базу по льготному, с государственными гарантиями, кредитованию собственников приватизированных квартир".

Напомним, что в советские времена плата за коммунальные услуги носила именно накопительный характер и включала амортизационные расходы. Но тогда практически не было инфляции, которая сейчас растет весьма быстрыми темпами. Кроме того, пока нет механизмов выделения и сохранения этих средств. Обслуживающие организации просто тратят их на текущие расходы и на свои зарплаты. Обещанные индивидуальные субсчета по каждому дому – идея из области фантастики.

Фактически накопительная система существует и сейчас, потому что при определении тарифов никто не исключал из них отчисления на капитальный ремонт, который был учтен изначально. Кроме того, во многих регионах начали вводить отдельную графу на капремонт сразу после принятия нового ЖК в 2005 году. К примеру, отдельная графа за капитальный ремонт в платежках появилась в ряде регионов Московской области. В Казани был принят местный закон, по которому все жильцы начали платить за капремонт. В начале 2000-х в Петербурге пытались ввести такую строчку в квитанции. Первые извещения с предложением перечислить от 1,5 тыс. до 2 тыс. рублей на капремонт домов, в которых они живут, собственники многих квартир в Липецке получили в 2007 году. Собирают деньги на капремонт и в Краснодаре. В Челябинске в 2008 году большинство обслуживающих организаций включило в квитанцию строку "капитальный ремонт", и люди ежемесячно платят деньги. В Барнауле соответствующая графа в квитанции по оплате жилья появилась в 2006 году. По экспертным данным, всего около 50 регионов взимают в муниципальных образованиях взносы граждан на капитальный ремонт.

Между тем, в Евросоюзе широко распространена кредитная система оплаты за капремонт. Так, например, по данным Института экономики города за 2007 год, в странах Восточной Европы и Балтии кредиты на ремонт выдавались в сумме до 100 % от стоимости ремонта на срок до 20 лет под 3,3 %-6,5 % годовых. Кроме того, местные власти субсидируют процентные ставки или выплачивают пособие на ремонт. Кредит берется под государственные гарантии.

В преддверии завершения своей деятельности Фонд реформирования ЖКХ рассматривал именно кредитную схему финансирования дальнейшего капремонта. Данный вопрос он обсуждал с банками. Выяснилось, что последние не хотят заключать кредитные договоры с управляющими компаниями, так как у них нет недвижимости под залог. Банки готовы кредитовать только собственников жилья и только под залог квартир. Только вот собственники вряд ли на это согласятся. При этом банки хотят введения обязательного платежа по таким кредитам и предлагают весьма высокие ставки – 30 % годовых. По всей видимости, следующий капремонт в таком случае будут делать новые хозяева квартир, так как старых просто выселят за долги.

На начало 2011 года изношенность жилищного фонда России составляла примерно 60-70%

Официально и повсеместно ввести плату за капремонт россиянам обещали с 1 января 2011, потом с 1 января 2012 года. Теперь сроки передвинули до 1 января 2014 года. Прикинуть заранее, во сколько нам обойдет капремонт, нелегко. А, учитывая тот факт, что строительная отрасль в кризисе, следует ожидать, что строители и ремонтники захотят восполнить свои убытки за наш счет. По подсчетам депутатов Мосгордумы, цены, называемые Фондом реформирования ЖКХ для регионов России (2,5 тыс. рублей за квадратный метр) не реальны для Москвы. Депутаты говорят, примерно, о 10 тыс. руб. за квадратный метр жилого фонда.

Правда, малоимущих обещали освободить от платы за капремонт. Эти расходы возьмет на себя государство. Кроме того, есть поручение президента о том, чтобы включить расходы на капитальный ремонт в состав субсидируемых услуг при оплате жилья и "коммуналки" – общая сумма расходов не должна превышать 22 % от доходов семьи.

По официальным данным, на начало 2011 года изношенность жилищного фонда России составляла примерно 60-70 %. Согласно закону "О приватизации жилищного фонда в РФ", при приватизации жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, эта обязанность сохраняется за государством. И лишь после исполнения этих обязательств оплата последующих ремонтов ляжет на плечи граждан, приватизировавших жилые помещения. Но государство не торопится исполнять свои обязательства, о чем постоянно говорит Галина Хованская.

Кроме того, сколько бы денег ни брали на капитальный ремонт или содержание дома, его качество будет продолжать падать, потому что все меньше у нас остается квалифицированных специалистов в этой сфере. Основной упор обслуживающие компании делают на дешевую и совершенно неквалифицированную рабочую силу. Как показывает практика, за капремонт берутся компании, не имеющие необходимого оборудования и специалистов.

Заместитель Генерального директора Фонда ЖКХ Владимир Талалыкин считает, что необходим законопроект о региональных фондах капитального ремонта жилья, в котором будет содержатся предложение о вводе для владельцев квартир в многоквартирных домах обязательного ежемесячного платежа за капитальный ремонт.

Фонд ЖКХ создан в 2007 году и реализует в регионах России программу капитального ремонта многоквартирных домов и программу расселения аварийного жилья. Для участия в этих программах регионы должны выполнить ряд требований по реформированию отрасли.

Предполагается, что фонд будет работать до конца 2012 года, после чего прекратит существование.

"Без введения этой нормы, обязательного платежа, просто ничего не получается. У нас будут какие-то точечные решения, условно говоря, по сознательным собственникам, которые свои дома сделают (отремонтируют), а весь остальной жилищный фонд так и будет "висеть", - сказал Талалыкин.

Он пояснил, что взамен федерального Фонда ЖКХ, который, как предполагается, прекратит свою работу в конце 2012 года, в регионах должны быть созданы региональные фонды капитального ремонта жилья. Финансироваться они должны как из региональных и муниципальных бюджетов, так и из средств собственников - последнее может реализовываться через уплату ежемесячного платежа за капремонт, если это будет принято Госдумой при рассмотрении закона о региональных фондах.

Он выразил мнение, что введение платы за ремонт необходимо потому, что "достаточно много противоречий между собственниками: что делать в первую очередь, за какие деньги - кто живет на пятом этаже, того интересует крыша, кто на первом, того лифт не интересует, его интересует подвал".

Так кто же все-таки должен платить за капитальный ремонт домов - государство или сами жильцы?

Этот вопрос актуален в отношении старого жилого фонда, которое бывший хозяин - государство - передавало новым хозяевам - гражданам в результате приватизации.

С одной стороны существует "федеральный" взгляд, согласно которому собственники должны принимать финансовое участие в капитальном ремонте своего дома на уровне от 5% стоимости ремонта. Для этого был специально сформирован Фонд содействия реформе жилищно-коммунального хозяйства (фонд ЖКХ), написан специальный закон о его деятельности. Тем домам, жители которых выражали готовность собрать деньги, выделялись деньги из фонда ЖКХ. По данным самого фонда, с 2008 года по России было капитально отремонтировано почти 115 тысяч домов (в некоторых ремонт в настоящий момент еще идет). Второе направление было сформировано в Москве при Юрии Лужкове, который отказался от участия Москвы в федеральных проектах и в предкризисные годы разработал собственную суперпрограмму капитального ремонта, в соответствии с которой предполагалось привести в порядок около 14 тысяч домов. Кризис показал, что такую программу городу все-таки не потянуть Новые столичные власти смотрят на перспективы ремонта по-другому: в частности, префект Центрального округа Сергей Байдаков в одном из недавних интервью заявил: "Москва в соответствии с федеральной моделью предлагает механизм бюджетной субсидии собственнику, который принял решение о проведении капремонта в своем доме. В столице это будет впервые. Сегодня уже 64 дома выразили готовность долевого участия в капремонте. То, что люди берут на себя ответственность за свои дома, говорит о зрелости общества. Собственники заплатят от 5 до 25 процентов от стоимости работ. Остальное - за счет городского бюджета. Это "первая ласточка" практической реализации реформы ЖКХ". Таким образом, капремонт небольшого дома может обойтись в 15-20 миллионов рублей. 5 процентов от этой суммы - 750 тысяч. Если в доме 30 квартир, то получается по 25 тысяч рублей с квартиры, констатируют эксперты.

Плату за капитальный ремонт логично было бы включить в ежемесячные жировки, которые мы все получаем от управляющих компаний. Но возникает вопрос - эти деньги должны как-то накапливаться и не съедаться инфляцией. Как это сделать - не очень ясно... Кстати, собственников жилья у нас в стране большинство - около 80%. И все идет к тому, что с идеей бесплатного капитального ремонта нужно расстаться навсегда.

Данные социологического опроса

Согласно социологическому опросу, проведенному с целью выяснить, как москвичи относятся к перспективам платить за капремонт своих домов.

"Слышали ли Вы о том, что власти хотят, чтобы жильцы частично оплачивали капитальный ремонт?"

62% участников опроса не знают об этом, 38% - слышали.

"Кто, с точки зрения жителей, должен оплачивать капитальный ремонт - государство или собственники?"

67% участников опроса считают, что ремонт должно делать государство; 3% уверены в том, что это дело собственников; 4% сказали, что эту обязанность нужно поделить пополам между собственниками и государством; 26% респондентов затруднились с ответом.

Группа, которая выступила за "государственный" капремонт (67%), привела следующие аргументы:

- люди искренне уверены, что капитальный ремонт они уже оплачивают, внося ежемесячную квартплату и налоги. По словам экспертов, такое неведение говорит о том, что люди вообще не знают, куда идут их деньги и на что они расходуются.

Вот их комментарии:

- "дому 40 лет, все эти годы платим коммунальные платежи, с этих денег и надо ремонт делать"; "деньги должны брать с квартплаты, иначе за что мы платим?";

- "налоги платим - из этих денег и надо на ремонт брать"; "платим 35 лет за содержание домов жилому фонду, ремонт не делался ни разу"; "платим огромные деньги, даже за то, чем не пользуемся".

Горожане также считают, что названная префектом Байдаковым сумма - 25 тысяч рублей с квартиры - это много:

- "дорого людям оплатить капремонт дома, особенно если ему уже много лет";

- "у нас старые пятиэтажки, откуда пенсионерам взять деньги на ремонт? У них и на собственный косметический ремонт квартир денег нету!";

- "суммы крупные на ремонт, сами жильцы не соберут".

В этой группе респонденты также утверждали, что капремонт - это обязанность государства:

 

- "для этого государство и существует - помогать людям";

- "с чего это должно быть за наш счет"; "а что тогда должно государство делать?";

- "государство, не разработав правил для приватизации жилья, в спешке передало его в  собственность гражданам, таким образом отвлекло внимание граждан от преступных процессов приватизации крупной народной собственности (земли, заводов, фабрик, нефте и газо добывающих отраслей…). Пока люди приватизировали свои квартиры у них отобрали все: работу, соцгарантии, пенсии и самое главное – стабильность в завтрашнем дне… Таким образом, государство в лице своих чиновников, получило в частную собственность огромные богатства, кинув народу кость в виде приватизированных квартир… Мы считаем, что нужно вернуть народу все его богатства, тогда и деньги на капремонт найдутся…"

Москвичи подчеркивали, что квартиры в собственность передавались уже в изношенных домах, да и до приватизации государство не спешило ремонтировать жилье:

- "приватизировали старые дома, несправедливо";

- "43 года тут живем - не было ни одного ремонта. Пусть хоть раз сделают, прежде чем на нас это перекладывать";

- "вселились в дом, где 50-60 лет не делали ремонт. Потом нам навязали приватизацию. И теперь изношенный дом нам нужно еще и за свой счет ремонтировать";

- "очень старый жилой фонд достался после приватизации".

Среди опрошенных встречались и те, которым ремонт уже сделало правительство Москвы, поэтому они знают не понаслышке, что оплатить такие работы было бы очень тяжело:

- "уже сделали ремонт, с нас не собирали. Мы бы и не потянули такую сумму";

- "нам уже сделали, бесплатно. Если бы с жильцов деньги собирали, то ремонт не скоро еще состоялся бы".

Следующая группа считает, что капремонт - это обязанность собственников (всего 3%).

Респонденты высказали следующие соображения:

- "раз квартиры приватизировали - платить сами должны", но, что интересно, признали, что на практике это нереально из-за низкого уровня доходов.

Следующий аргумент - качество ремонта и его своевременность:

- "лучше сами, но зато качественно сделать. А от государства годами надо ждать, да еще и не дождешься".

Наконец, люди уже делали капремонт своими силами:

-"у нас кооперативный дом, мы и так сами за все платим".

Третья группа, немного больше предыдущей (4%), считает, что капремонт надо делать вместе с государством:

- "разумную сумму можно и с собственников взять. Но львиную долю должно оплатить государство";

- "государство, плюс люди часть оплатят";

- "50% на 50% - это справедливо. И людям не так дорого, и ремонта годами бесплатного не ждать".

Очень похожее мнение - о совместном ремонте было высказано в группе затруднившихся с ответами (26%):

-"если хорошее состояние, то можно и собственникам оплатить. А если уже разваливается - нужна помощь государства";

- "надо совместно, в зависимости от сложности ремонта";

- "можно посильное участие жильцов, но не 100% за наш счет". В этой группе москвичи также уверены в том, что жители уже вносят деньги за капремонт, оплачивая квитанции из ДЕЗа.

Респонденты, которым государство уже отремонтировало дома, но жильцам это не понравилось, против государственного ремонта, но как быть - не знают:

- "что толку в бесплатном ремонте? У нас уже через полтора года все сыпаться начало, балконы обрушаются. А за свои деньги ремонт вообще невозможно сделать, это очень дорого";

- "у нас сделали бесплатно, а через год все отваливаться начало".

Вывод аналитиков:

Граждане пока не готовы в полной мере нести бремя содержания имущества! По итогам опроса, большинство москвичей считают, что капитальный ремонт - это обязанность государства, поскольку оно передавало в собственность гражданам уже порядком изношенное жилье. В этом они абсолютно правы, то же самое говорит и закон. При этом у собственников просто нет денег, чтобы оплачивать работы по приведению домов в порядок. Расстраивает, что огромное количество горожан уверено в том, что за капремонт уже заплатило. Это говорит о том, что люди не знают, из чего формируются их жилищно-коммунальные платежи и как эти деньги тратятся. Но при этом данный посыл понять можно - о мошенничествах в жилищно-коммунальной сфере и о сказочных доходах коммунальных "мафиози" мы уже столько знаем, что предположение о том, что наши деньги идут куда-то не туда, вполне естественно.

Теги: капремонт, ЖКХ, коррупция, поправки в ЖК

http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=59728-6&02

Зарубежная недвижимость

Предложение № 3693
АпартаментыПродажа
Страна Болгария
Район Несебр
Цена 38 800 EUR
1 этаж, 31 m2, 38,800 €. Жилой комплекс "Посейдон" расположен в престижном районе в окрестностях Несебра, в 300 метрах от изумительного песчаного пляжа, в 22 км от аэропорта и в 27 км от центра Бургаса с его широкими возможностями проведения досуга.

Вся зарубежная недвижимость

Подписка

Ваше имя

E-mail

-

Задай свой вопрос юристу

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика